Михаил Фёдорович Алексей Михайлович Фёдор Алексеевич Софья и Иван V Алексеевичи Пётр I Екатерина I Пётр II Анна Иоанновна Иван VI Антонович Елизавета Петровна Пётр III Екатерина II Павел I Александр I Николай I Александр II Александр III Николай II
Николай I

Николай I

«Незабвенный» и «Царь-Христианин» для одних и «Николай Палкин» для других… а еще — «самодовольная посредственность с кругозором ротного командира», «коронованный барабанщик», «коронованный палач», «страж абсолютизма», «тюремщик русской свободы», «жандарм Европы», «польского края зверский мясник»… Кем же был этот государь и человек, последний император, давший название эпохе, последний царь, без охраны разгуливавший по улицам Петербурга? Привычные стереотипы и традиционные штампы зачастую оказываются неадекватными исторической реальности.
Два исторических события — 14 декабря 1825 года и Крымская война,— с течением времени превратившиеся в исторические символы, в разные эпохи властью и обществом использовавшиеся в различных контекстах, обозначили рубежи николаевской эпохи.
Оценки современников и историков императора Николая Павловича, как человека и государя (личную жизнь трудно отделить от государственной деятельности, Николая I от николаевской эпохи), были различными.Сегодня большинство историков, литературоведов, искусствоведов, занимающихся николаевской эпохой, считает,что царствование Николая I являлось временем, подготовившим эпоху Великих реформ 1860-х гг. Умеренный консерватизм Николая I, выступавшего за «реформы сверху», способствовал этому эволюционному процессу.
Не всегда и не у всех выводы могут быть однозначными… Но для этого и существуют события, мифы, образы эпохи и «Pro et contra»!