"Голубчик миленький". Самый преданный фаворит Екатерины II
Фаворитов Екатерины II при дворе называли случаями. Четвёртым таким "случаем" стал 22-летний офицер лейб-гвардии конного полка Григорий Потёмкин.
Грубоват Сам Григорий был родом из семьи смоленского помещика. Он дружил с юности с братьями Орловыми — первыми помощниками Екатерины II в завоевании престола. Потёмкин решил в свои 22 года (в 1762-м) пойти за новой императрицей. Являлся активным участником дворцового переворота, по итогам которого Пётр III канул в Лету, а трон заняла его жена Екатерина.
Новая императрица нашла военного "грубоватым, острым на язык и смешно подражающим голосам животных". После дворцового переворота она продвинула его по службе, приказав назначить подпоручиком. Военного пригласили на пару ассамблей, что сильно разозлило тогда фаворита Екатерины Григория Орлова.
В монастырь
Легенда гласила, что братья Орловы устроили драку с Потёмкиным, когда заподозрили, что он неравнодушен к Екатерине. Во время потасовки подпоручик глаза и лишился. Сам же он рассказывал, что лишился его из-за неудачного лечения: вскочил "ячмень", пошёл к знахарю, а тот вон до чего долечил.
После этого офицер на несколько месяцев удалился в глухую деревню и даже думал уйти в монастырь. Здесь в дело вмешалась императрица. По легенде, на одном из приёмов она спросила, где Григорий Потёмкин и почему он не присутствует. А после велела своему фавориту Григорию Орлову лично сообщить, что своим отсутствием он огорчает государыню. К слову, императрица прекрасно знала, что творится при дворе.
К 1765 году Потёмкин вернулся в Петербург и получил должность заместителя обер-прокурора синода, а вскоре и прокурора. В апреле 1765-го его назначили казначеем лейб-гвардии Конного полка. До начала русско-турецкой войны в 1768 году он продвигался по карьерной лестнице, а после отправился на фронт. О подвигах Потёмкина фельдмаршал Пётр Румянцев позже регулярно докладывал в своих письмах императрице. Прощай, фаворит
К 1772 году отношения Екатерины с Григорием Орловым испортились окончательно. Последней каплей стал провал русско-турецких мирных переговоров в 1772 году. Как только Орлов уехал на них, граф Никита Панин вместе с сыном Екатерины Павлом рассказали о любовнице Орлова княжне Голицыной.
Донесли об этом разговоре и самому фавориту. Как пишут историки, он хотел вернуться в Россию как можно скорее, чтобы опять завоевать расположение возлюбленной. Якобы поэтому требования туркам он излагал в ультимативной форме. Те в ответ отказались от переговоров.
В результате война с Турцией затянулась ещё на два года. А Орлову предложили удалиться в специально построенный для него Гатчинский дворец или "куда он сам пожелает".
Новая любовь
Екатерина начала переписываться с Потёмкиным ещё в 1770 году, но в посланиях речь в основном шла о военных действиях и государственной политике.
А вскоре после расставания с Орловым императрица написала большое письмо новому кандидату в фавориты, где явно дала понять своё отношение к нему. Кроме того, она потребовала от Потёмкина возвращения, "так как переживает". Приказы правителей принято исполнять, поэтому Потёмкин в конце 1773 года оставляет военную службу и отправляется в столицу.
Однако по приезде в Петербург он узнал, что у императрицы новое увлечение — 22-летний офицер Александр Васильчиков. Потёмкин не пытался установить своё влияние на государственном уровне, не требовал бесчисленного количества подарков, поэтому был очень удобен императрице.
Тем временем Григорий Потёмкин был назначен подполковником Преображенского полка (полковником была сама правительница). Вскоре он стал вице-президентом Военной коллегии.
В начале 1774 года Григорий "взбунтовался" и попросил аудиенции у императрицы. Просьба была вскоре удовлетворена. Историки уверены, что именно тогда государыня пообещала в ближайшее время объявить Потёмкина официальным фаворитом. Свадьба
В марте 1774 года Александру Васильчикову дали отставку. А в качестве компенсации — пенсию в 20 тысяч рублей (для сравнения, ежемесячный оклад врача тогда был 20 рублей). Ранее 100 000 рублей ему подарили, также у него были драгоценности на 50 тысяч и семь тысяч душ крестьян. В общем, фаворит был обеспечен как минимум до пенсии.
Потёмкин же получил звание генерал-адъютанта. В начале апреля 1774 года он переехал в апартаменты в Зимнем дворце, которые после отъезда Васильчикова претерпели ремонт. Они находились прямо под покоями императрицы.
— Ходит в шубе поверх халата, ночном колпаке и тапках на босу ногу. Мусор бросает прямо на пол да при встрече с министрами ногти грызёт, — так шёпотом говорили о поведении Потёмкина при дворе, улыбаясь в глаза.
Над привычкой возлюбленного грызть ногти пошутила и сама Екатерина. Она подарила ему фарфоровый изысканный сервиз с гравировкой: "Самому великому обкусывателю ногтей".
По слухам, Потёмкин добился того, чего Орлов ждал 10 лет, но так и не дождался, — свадьбы с императрицей. Бракосочетание состоялось в июле 1774 года в неприметной церкви Сампсония Странноприимца на Выборгской стороне. По закону брак не давал права Потёмкину и детям, рождённым в этом браке, претендовать на корону Российской империи.
Супруг правительницы получил шпагу, которая была усыпана драгоценностями, и украшенный бриллиантами портрет Екатерины для ношения на груди. Потёмкину также поручили руководить празднествами по случаю окончания войны, которые проходили в начале 1775 года в Москве.
"Побалуй меня" Историки указывают, что, став фаворитом, Потёмкин начал вести себя как избалованный ребёнок. Он буквально требовал от Екатерины наград, а от придворных — почестей, которые оказывают разве что только правителям. Если императрица не исполняла первое требование, он мог за глаза сказать какую-нибудь гадость, на что Екатерина просто призывала его так не делать.
— Нас же просим впредь не унизить, а пороки и ошибки покрыть епанечкою, а не выводить наружу перед людьми, — писала она возлюбленному.
Он мог просто демонстративно перестать разговаривать с императрицей. Так случилось, когда против его участия в заседаниях Совета при Высочайшем дворе высказались участники этого совета, и Екатерина согласилась. После недельной "молчанки" императрица пошла на поводу у Потёмкина.
— Никто не любит тебя так, как я, — писала Екатерина фавориту.
Правительница замечала за возлюбленным и откровенное воровство, но всё ему прощала.
— Деньги, четыре тысячи, привезли для трёх полков, и я приказала тебе сказать, чтоб взяли на каждый, сколько надобно, а ты в ответ прислал, что не знаешь и не помнишь, — писала Екатерина.
Муж буквально заваливал её дорогими подарками: драгоценности, меха, даже сервизы. Хотя сложно назвать это презентами, так как позже платила за них, по сути, сама Екатерина.
Так, из 55 миллионов рублей, выделенных на армию, документально подтверждены расходы лишь 41. 14 миллионов — баснословная сумма для XVII века — так и остались "пропавшими". Кроме того, по официальным сведениям, от императрицы фаворит получил девять миллионов рублей и 37 тысяч крепостных.
Дочь
В Москве 13 июля 1775 года родилась девочка Елизавета Тёмкина. Как правило, "обрезанные фамилии" давали российским бастардам. Известен, например, сын соратника Петра I, Ивана Трубецкого, носивший фамилию Бецкой. Так же появились Пнины (Репнины) и Лицыны (Голицыны).
Девочку отправили к сестре Григория Марии Самойловой. Про государыню тогда говорили, что у неё сначала были проблемы с желудком, а после она и вовсе отравилась фруктами настолько, что не могла даже посещать приёмы.
Историки уверяют, что Елизавета Тёмкина с детства знала, чья она дочь. После смерти отца ей пожаловали крупные поместья в Херсонской области. Сцены ревности
— Нет, Гришенька, статься не может, чтоб я переменилась к тебе. Будь справедлив, ну разве можно после тебя смотреть на кого-то, — оправдывалась Екатерина после очередного скандала.
Государыня в своих записках писала, что ревновал её фаворит по любому поводу, а в основном без них. Как ни странно, объектом ревности был в том числе Алексей Орлов, брат её бывшего фаворита.
Расставание
В конце 1775 года Потёмкин на балу в столице лично представил правительнице Петра Завадовского, который должен был стать её кабинет-секретарём. Она же прошла через весь зал, вручив Завадовскому перстень, что считалось знаком высшей похвалы государыни. После бала прошло три месяца, и Екатерина написала Потёмкину:
— Прошу быть уверен, батинька, что искренняя моя дружба и чистосердечная привязанность всегда во мне будут. Будь здоров и весел, умножишь тем самым моё удовольствие. Прощай, любезный питомец, желаю тебе доброй ночи. Сама ложусь спать.
После этого послания Потёмкин окончательно стал для Екатерины только добрым другом.
"Потёмкинские деревни", присоединение Крыма, дважды покупка Аничкового дворца случатся позже, когда Екатерина и Григорий будут исключительно в дружеских отношениях. Как пишут историки, именно Потёмкин искал замену Завадовскому и другим фаворитам правительницы, стараясь сделать так, чтобы никто из них не успел занять видного места при дворе.
Источник: https://life.ru/t/история/1154104/gholubchik_milienkii_samyi_priedannyi_favorit_iekatieriny_ii
|