Михаил Фёдорович Алексей Михайлович Фёдор Алексеевич Софья и Иван V Алексеевичи Пётр I Екатерина I Пётр II Анна Иоанновна Иван VI Антонович Елизавета Петровна Пётр III Екатерина II Павел I Александр I Николай I Александр II Александр III Николай II

Дорого яичко ко Христову дню


К вынесенной в заголовок пословице мы так привыкли, что часто повторяем ее, не вникая в буквальный смысл. Меж тем названная таким образом выставка в Парадных сенях Государственного исторического музея (ГИМ) волей-неволей заставляет задуматься о прямом значении этих слов. Все здешние экспонаты – очень дорогие раритеты по двум причинам. Во-первых, в светлый праздник Христова Воскресения их дарил сам российский император и члены августейшей семьи. Во-вторых, потенциальная аукционная стоимость этих яиц оценивается в сотни тысяч долларов.

Если в какой-то мере допустимо ранжировать пасхальные подарки, это, несомненно, главные пасхальные яйца дореволюционной России. Ритуал вручения их всем удостоившимся чести похристосоваться с императором и его ближайшими родными на специальной «пасхальной аудиенции» непременно входил в праздничный дворцовый этикет, начиная с царствования Николая I. Ценность презента, преподнесенного любителям российской старины администрацией ГИМа, переоценить и вовсе трудно. В постоянной музейной экспозиции ни один из этих предметов не представлен. За все время существования музея на публике они выставлялись лишь дважды: один раз на собственной площадке в начале 1990-х годов и еще один раз – в Италии, где вызвали настоящий фурор.

Сейчас вниманию посетителей предлагается 51 уникальное яйцо Императорского фарфорового завода, московского завода Товарищества Матвея Кузнецова и петербургского завода братьев Корниловых. Это примерно две трети общего объема коллекции из фонда стекла и керамики ГИМа. Все изделия – уникальные, авторского, как сейчас сказали бы, дизайн-проекта, с очень высокой долей ручного труда в изготовлении. К сожалению, это все, что осталось от императорских фарфоровых яиц в государственной собственности. Впрочем, это как раз понятно: подарки обычно оседали в частных коллекциях. А уж с пасхальным сувениром от самого государя счастливые его обладатели, наверное, расставались в последнюю очередь (при этом владельцы вряд ли стремились сдать их в государственный музей или в советские органы власти).

В целом же, счет на эти предметы антиквариата должен идти на десятки тысяч. По словам заведующей отделом стекла и керамики ГИМ Инны Сергиенко, начиная с последней четверти XIX века и вплоть до революции царствовавшая династия к каждой Пасхе заказывала по 1 – 1,5 тысячи подарочных яиц (касательно более ранних периодов подобных данных нет). «Вообще российской традиции фарфоровых сувенирных яиц 265 лет, - отмечает научный сотрудник отдела керамики Елена Смирнова. – Промышленник Дмитрий Виноградов получил первый отечественный фарфор в 1747 году, и уже пару лет спустя на его заводе изготовили первые пасхальные подарки».

В основном уникальная ГИМовская коллекция сформировалась на рубеже позапрошлого и прошлого веков. Иногда музей покупал редчайшие изделия с рук (так, в экспозиции представлено фарфоровое яйцо с изображением святителя Алексия, приобретенное за 25 рублей в 1905 году «на торгу у человека, заявившего, что в 1901 году на Пасху 1 апреля императрица Александра Федоровна подарила его господину Петрову»). Но большей частью это дары двух величайших коллекционеров: знаменитого мецената Алексея Бахрушина и одного из основателей ГИМа Петра Щукина.

«Жемчужины нашего собрания – два яйца с вензелем Великой княгини Елизаветы Федоровны с датировками золотом на красной ленте «1915 и 1916». Как известно, это последние два года царствования Дома Романовых. Предназначались такие подарки нижним чинам в расположении войсковых частей и на фронтах, а также в лазаретах, - рассказывает Смирнова. – А рядом в витрине – ответный дар на георгиевской ленте, который поступил в 1916 году с Галицийского фронта в адрес возглавлявшего комиссию «Художники – товарищам воинам» Аполлинария Васнецова от генерала Брусилова. Вместе с яйцом в коробке лежал типично солдатский сувенир – гильза от снаряда – и сотни благодарственных писем от нижних чинов».

Кстати, признается Елена Петровна, самый нежный элемент у этих экспонатов – как раз подвесные ленты. Все они «родные», аутентичные, и время старит их в первую очередь. Сами же яйца сохранились хорошо. Максимум, что им требуется – профилактическая промывка.

http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=57288


Назад в раздел