Михаил Фёдорович Алексей Михайлович Фёдор Алексеевич Софья и Иван V Алексеевичи Пётр I Екатерина I Пётр II Анна Иоанновна Иван VI Антонович Елизавета Петровна Пётр III Екатерина II Павел I Александр I Николай I Александр II Александр III Николай II
Мирный договор, заключён между Русским царством и Речью Посполитой.

Мирный договор, заключён между Русским царством и Речью Посполитой.

После долгих и трудных переговоров польско-литовские представители с одной стороны и выдающийся российский дипломат, начальник Посольского приказа князь Василий Васильевич Голицын с другой, 16 мая 1686 года подписали в Москве «Вечный мир». К этому привели трехлетние переговоры в Москве с польской делегацией, во главе которой стоял познанский воевода Кшиштоф Гримультовский (Гжимултовский). Со сторны ВКЛ в переговорах участвовал канцлер Марциан Огиньский.

«Вечный мир» – мирный договор между Россией и Речью Посполитой, подтвердивший условия Андрусовского перемирия 1667 года. Он закрепил за Россией Смоленск с окрестностями, Левобережную Украину, Запорожье и Северскую землю с Черниговом и Стародубом. Он также обусловил участие России в антитурецкой коалиции европейских государств «Священной лиге» – союзе Австрии, Речи Посполитой и Венеции.

С польской стороны договор подписал воевода познаньский, дипломат Кшиштоф Гжимултовский, с русской — канцлер и начальник Посольского приказа князь Василий Голицын. Король Речи Посполитой Ян Собеский подписал  договор в конце 1686 года в своей   львовской резиденции-дворце Корнякта (королевской каменице)
Во исполнение условий «Вечного мира» Россия согласилась совершить поход против Крымского ханства (1687-1689), что вполне соответствовало ее собственным интересам. Взамен поляки навсегда отказывались от Киева – за единовременную компенсацию в 145 тысяч рублей.

Кроме того, согласно договору Речь Посполитая гарантировала своим православным подданным свободу вероисповедания. А также признала за Россией право на их защиту. Договор вступил в силу сразу же по подписании и послужил основой русско-польского союза в Северной войне (1700-1721).

Условия договора
Речь Посполитая признавала за Русским царством Левобережную Украину, Киев, Запорожье, Чернигово-Северскую землю с Черниговом и Стародубом и Смоленск.
Речь Посполитая получала 146 тыс. руб. компенсации за отказ от претензий на Киев
Северная Киевщина, Волынь и Галичина отходили к Польше.
Южная Киевщина и Брацлавщина от городка Стайок по реке Тясмин, где лежали города Ржищев, Трахтемиров, Канев, Черкассы, Чигирин и другие, очень опустошена турецко-татарскими и польскими нападениями, должна была стать «пустым», нейтральной территорией между Московией и Речью Посполитой. Польское правительство обещало предоставить православным свободу вероисповедания, а российское правительство обещало их защищать.

Московское царство аннулировало предварительные договоры с Турцией и Крымским ханством и вступило в антитурецкую Священную лигу, а также обязывалось организовать военный поход против Крымского ханства (Крымские походы 1687 и 1689).

Хотя условия Вечного мира вступили в силу сразу после подписания договора, польский сейм ратифицировал его только в 1710 году.

1686_Russia-Poland_peace_treaty_01_by_shakko.jpg
Русский экземпляр договора России и Речи посполитой о Вечном мире, 1686.

Ниже представлен текст договора.

 Грамота царей Ивана и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны в Новгород боярину и воеводам Петру Васильевичу Шереметеву с товарищами о заключении вечного мира с Польшей:
 

От великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великие государыни благоверные царевны и великие княжны Софии Алексеевны всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцев в нашу отчину в Великий Новгород боярину нашему и воеводам Петру Васильевичю Шереметеву с товарыщи. В прошлом во 175-м году у отца нашего, великих государей, блаженные и вечно-достойные памяти у великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича учинено было с Полским Яном Казимером королем перемирье на тринатцать лет и на шесть меся-цов. А потом у брата нашего великих государей, блаженные ж памяти великого государя царя и великого князя Федора Алексеевича учинено было с Полским же Яном Третием королем перемирье ж на другую на тринатцать же лет и на шесть месяцов. И в те перемирные лета уступили они, великие государи, их царское величество в сторону короля Полского и Речи Посполитой городов: Полоцк, Витепск, Дино-борк, Лютик, Резицу, Велиж, Невль, Собеж со всеми уездами и землями. Да с теми ж городами дано в Полскую сторону в два перемирья денежной казны четыреста тысечь рублев. А Смоленск с пригородки и Черкаские городы оставлены были в стороне нашего царского величества толко на те ж перемирные лета, на время, такж и город Киев по первому перемирью удержан был в державе нашего царского величества толко на два года, а по выхождении дву лет договорено ево отдать королю ж Полскому и Речи Посполитой. И на том отец великих государей, блаженные памят великий государь, царь .и великий князь Алексей Михайлович и брат наш, великих государей, блаженные ж памяти великий государь, царь и великий князь Феодор Алексеевич пред святым евангелием трижды свое царское обещание учинили, что Киев отдать королю Полскому. И те перемирные лета ныне выходили. А что в тое прошедшую войну с королевством Полским и княжеством Литовским наши, великих государей, будучие в Польше и в Литве ратные люди поимали в полон и вывезли в Росийские государства Полского и Литовского народу мужеска и женска полу шляхецкого и служилого чину и мещан и пашенных крестьян многие сот тысечи, также и костелных всяких утварей и украшеней и колоколов, и из городов и на боях пушек и всяких воинских орудей в те времена взяли, и то все, по тем же вышепомянутым перемирным договором, оставлено было в стороне нашего царского величества толко на те перемирные лета; а по выхождении перемирных лет, то все отдать было в сторону короля ж Полского и Речи Посполитой. И в нынешнем во 194-м году, милостию всемогущаго в Троице славимаго бога и предстательством надежды християнские пресвятые богородицы и всех святых молитвами, а нашим, великих государей, царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великой государыни благоверной царевны и великой княжны Софии Алексеевны, и всего нашего государского дому счастием, будучи при нашем великих государей нашего царского величества дворе в царствующем великом граде Москве, Польского короля великие и полномочные послы Хриштоф Гримультовский воевода Познанский и канцлер великого княжества Литовского князь Марцыян Огинский с товарищи с нашими, царского величества, ближними бояры царственные большие печати и государственных великих посолских дел со сберегателем з ближним боярином и намесником Новгородцким со князем Васильем Васильевичем Голицыным, з ближним боярином и намесником Вяцким з Борисом Петровичем Шереметевым, з ближним боярином и наместником Суздалским с Ываном Васильевичем Бутурлиным, з ближним окольничим и намесником Шацким с Петром Дмитреевичем Скуратовым, з ближним окольничим и намесником Муромским с Ываном Ивановичем Чаадаевым да з думным дьяком с Емельяном Игнатьевым сыном Украинцовым с товарищи, будучи в ответе о вечном миру и о святом покое, имели многие розговоры и трудности. И на тех розговорах о вечном миру и о святом покое согласно поговорили и постановили и утвердили, что междо нами, великими государи, нашим царским величеством, и королевском величеством вечному миру и покою християнскому и обновленной и постоянной и утвержен-ной дружбе и доброй верности быть навеки непорушимо. И по тому договору уступили и написали нам, великим государем, на шему царскому величеству многие прибылые славные у всех християнских государей титла, то есть нас, великих государей, писать в титлах пресветлейшими и державнейшими великими государи. Да они ж уступили писатися нам великим государем вечно Киевскими и Черниговскими и Смоленскими великими государи. Да по тем же договором быть вечно королевскому величеству святым церквам божиим и епископъям Луцкой, Галицкой, Перемышльской, Львовской, Белоросийской, и при них монастырям архимандриям Виленской, Минской, Полоцкой, Оршанской и иным игуменствам и братствам, в которых обреталось и ныне обретаетца во всей коруне Польской и великом княжестве Литовском употреблении благочестивой грекоросийской веры всем живущим людем никакова утеснения и к вере римской и к унее принуждения не чинить и чинить не велеть, но по давным правам во всяких свободах и в вольностях церковных блюсти.

Цитируется по: Пожалования новгородским служилым и посадским людям в связи с заключением договора с Польшей в 1686 г. // Исторические записки, Том 28. 1949