Михаил Фёдорович Алексей Михайлович Фёдор Алексеевич Софья и Иван V Алексеевичи Пётр I Екатерина I Пётр II Анна Иоанновна Иван VI Антонович Елизавета Петровна Пётр III Екатерина II Павел I Александр I Николай I Александр II Александр III Николай II
Воспитание и образование Александра Александровича

Воспитание и образование Александра Александровича

Воспитателями Великого князя Александра Александровича был генерал-адъютант, граф В.А. Перовский, человек строгих нравственных правил, назначенный еще его дедом императором Николаем I. Образованием будущего императора заведовал известный экономист, профессор Московского университета А.И. Чивилев. Академик Я.К. Грот преподавал Александру историю, географию, русский и немецкий языки; видный военный теоретик М.И. Драгомиров – тактику и военную историю, С.М. Соловьев – русскую историю. Политические и юридические науки, а также русское законодательство будущий император изучал у К.П. Победоносцева, который оказал на Александра особенно большое влияние. После окончания учебы Великий князь Александр Александрович неоднократно путешествовал по России. Именно эти поездки заложили в нем не только любовь и основы глубокого интереса к судьбе Родины, но сформировали понимание проблем, стоящих перед Россией.

Будучи наследником престола, Цесаревич участвовал в заседаниях Государственного совета и Комитета министров, был канцлером Гельсингфорсского университета, атаманом казачьих войск, командующим гвардейскими частями в Петербурге. В 1868 г., когда Россию постиг сильный голод, он встал во главе комиссии, образованной для оказания помощи пострадавшим. Во время Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг. он командовал Рущукским отрядом, игравшим в тактическом отношении важную и трудную роль: сдерживал турок с востока, облегчая действия русской армии, которая осаждала Плевну. Понимая необходимость укрепления Российского флота, Цесаревич обратился с горячим воззванием к народу о пожертвованиях на русский флот. В короткое время деньги были собраны. На них были построены суда Добровольческого флота. Именно тогда у наследника престола возникло убеждение в том, что у России есть только два друга: ее армия и флот.

Он интересовался музыкой, изобразительным искусством и историей, был одним из инициаторов создания Русского исторического общества и его председателем, занимался собиранием коллекций предметов старины и реставрацией исторических памятников.

К апрелю 1865 года Александр был полковником и флигель-адъютантом, наследничество принесло ему производство в чин генерал-майора с зачислением в свиту императора и назначение атаманом всех казачьих войск. В это время он был уже сложившимся человеком, не подготовленным к новым обязанностям и лишенным задатков государственного деятеля. Последнее исправлению не поддавалось, подготовку же (равную на тот момент слабой гимназической) можно было восполнить.

В наследнике как частном человеке было много привлекательных черт. Он был прям, честен, искренен, нечестолюбив, добр, благожелателен к близким. И одновременно неловок, застенчив, неуклюж. К тому же обладал большим чувством ответственности. Это последнее и было в полной мере мобилизовано им во время наследничества и в период царствования.

Скачать
Воспитание и образование Александра Александровича