Раскол «Земли и воли»
Н. А. МорозовЛИПЕЦКИЙ СЪЕЗД
<…> В начале июня 1879 года все подходящие лица были нами уведомлены, и съезд был назначен на семнадцатое число.
Я не буду здесь описывать романтической обстановки Липецкого съезда, нашего появления в городе в виде больных, приехавших лечиться, заседания на пнях и стволах свалившихся деревьев в окружающих лесах, куда мы брали для виду несколько бутылок с пивом и газетных свертков с закусками, для того чтобы придать нашим собраниям вид простых пикников. Цель настоящего очерка — изложить лишь идейное значение Липецкого съезда.
К 17 июня собралось нас в Липецке около четырнадцати человек. Это были почти все наличные силы нашей боевой группы, наводившей столько страха на современное нам самодержавное правительство стомиллионной России. Из нашего петербургского кружка «Земли и воли» приехали кроме меня Александр Михайлов, Мария Ошанина, Баранников, Квятковский, Тихомиров.
Из посторонних лиц явились Ширяев, как наиболее выдающийся член незадолго перед тем основанного нами в Петербурге самостоятельного кружка «Свобода или смерть», а из провинции — Колодкевич, Желябов, Фроленко и Гольденберг, вызванный из Киева.
На первом заседании Квятковский и Михайлов приступили к чтению уже заранее составленной нами начерно программы и устава нового общества. Сущность этого документа я помню довольно хорошо, так как переписывал его раза два, и потому уверен, что если окончательно принятый устав и программа Липецкого съезда когда-нибудь найдутся в затерявшемся архиве Исполнительного комитета «Народной воли» (который я хранил все время у покойного ныне литератора Зотова), то они будут мало чем отличаться от моего современного изложения1.
Вся программа состояла лишь из нескольких строк приблизительно такого содержания:
ПРОГРАММА
Наблюдая современную общественную жизнь в России, мы видим, что никакая деятельность, направленная к благу народа, в ней невозможна вследствие царящего в ней правительственного произвола и насилия. Ни свободного слова, ни свободной печати для действия путем убеждения в ней нет. Поэтому всякому передовому общественному деятелю необходимо прежде всего покончить с существующим у нас образом правления, но бороться с ним невозможно иначе как с оружием в руках. Поэтому мы будем бороться по способу Вильгельма Телля до тех пор, пока не достигнем таких свободных порядков, при которых можно будет беспрепятственно обсуждать в печати и на общественных собраниях все политические и социальные вопросы и решать их посредством свободных народных представителей.
До тех же пор, пока этого нет, мы будем считать за своих друзей всех тех, кто будет сочувствовать нам и помогать в этой борьбе, а за врагов всех тех, кто будет помогать против нас правительству.
Ввиду того что правительство в своей борьбе с нами не только ссылает, заключает в тюрьмы и убивает нас, но также конфискует принадлежащее нам имущество, мы считаем себя вправе платить ему тем же и конфисковать в пользу революции принадлежащие ему средства. Имущество же частных лиц или обществ, не принимающих участия в борьбе правительства с нами, будет для нас неприкосновенным.
Эта программа была нарочно составлена такой коротенькой, так как я из опыта всей своей прежней деятельности убедился, что чем больше деталей заключается в программе, тем более дает она пунктов для возражения посторонним критикам. На Липецком съезде она была принята единогласно, и было постановлено напечатать ее в первом же номере будущего органа преобразованного Исполнительного комитета.
<…> На третьем, и последнем, заседании Липецкого съезда, посвященного обсуждению будущих предприятий общества, Александр Михайлов произнес длинный обвинительный акт против императора Александра II.
Это была одна из самых сильных речей, какие мне приходилось слышать в своей жизни, хотя Михайлов по природе и не был оратором.
В ней он припомнил и ярко очертил сначала хорошие стороны деятельности императора — его сочувствие к крестьянской и судебной реформам, а затем приступил к изложению его реакционных преобразований, к которым прежде всего относил замену живой науки мертвыми языками в средних учебных заведениях и ряд других мероприятий назначенных им министров. Император уничтожил во второй половине царствования, говорил Михайлов, почти все то добро, которое он позволил сделать передовым деятелям шестидесятых годов под впечатлением севастопольского погрома2.
Яркий очерк политических гонений последних лет заканчивал эту замечательную речь, в которой перед нашим воображением проходили длинные вереницы молодежи, гонимой в сибирские тундры за любовь к своей родине, исхудалые лица заключенных в тюрьмах и неведомые могилы борцов за освобождение.
— Должно ли ему простить за два хорошие дела в начале его жизни все то зло, которое он сделал затем и еще сделает в будущем? — спросил Михайлов в заключение, и все присутствующие единогласно ответили:
— Нет!
С этого момента вся последующая деятельность большинства съехавшихся в Липецк четырнадцати человек определилась в том самом смысле, в каком она стала теперь достоянием истории: ряд покушений на жизнь императора Александра II и их финал 1 марта 1881 года.
Липецкий съезд был объявлен закрытым. На другой день мы отправились в Воронеж, группами по два или три человека, подобно тому как явились неделю назад на Липецкий съезд.
(1 марта 1881 года. Казнь императора Александра II. Документы и воспоминания. Лениздат. 1991. С. 25—28).
Покушение А.К. Соловьева на Александра II обострило разногласия внутри «Земли и воли» по вопросу о методах борьбы. Противники террора настаивали на отказе от него и придавали большое значение пропаганде среди крестьян. Разногласия между «террористами» и «деревенщиками» становились все непримиримее. В мае 1879 г. «террористы» создали внутри «Земли и воли» организацию «Свобода или смерть».
Разрешить разногласия должен был съезд, назначенный на июнь 1879 г. Накануне, 15 – 17 июня сторонники террора собрались в Липецке и выработали свою программу. Важнейшим орудием борьбы был признан террор. 19 – 21 июня в Воронеже на съезде «Земли и воли» «террористы» выступили с этой программой. Яростные споры между «деревенщиками» (В.Г. Плехановым, О.В. Аптекманом, М.Р. Поповым) и участниками Липецкого съезда привели к расколу и появлению двух самостоятельных организаций – «Народная воля» (в которую вошли сторонники террора) и «Черный передел» (сторонники пропагандистского метода). В августе 1879 г. Исполнительный комитет «Народной воли» вынес Александру II обвинительный приговор, и народовольцы начали «охоту» на императора, организуя покушение за покушением, пока их цель не была достигнута.
Николай Александрович Морозов (1854 – 1946), один из руководителей «Земли и воли», был на Липецком съезде. Морозов являлся сторонником террора, принимал участие в подготовке покушений на Александра II. В 1882 г. он был на «процессе 20-ти» приговорен к пожизненной каторге, находился в заключении в Петропавловской и Шлиссельбургской крепостях. В 1905 г. Морозов получил свободу, впоследствии занимался литературной и научной деятельностью. оставил о нем воспоминания, важной частью которых являются обвинения, выдвинутые революционерами против Александра II.