Головнин Александр Васильевич (1821—1886)
Служебная карьера Александра Васильевича Головнина в полной мере отражает изменения во внутренней политике Александра II и расстановке сил на политической арене, произошедшие после покушения Д. Каракозова, переход от активного законотворчества к замедлению реформ.
А.В. Головнин родился в семье знаменитого русского мореплавателя В.М. Головнина. Он рано потерял отца, и родственники устроили мальчика в Царскосельский лицей, где он блестяще учился, окончив курс с большой золотой медалью. Выпускникам Лицея была уготована чиновничья карьера, и Александр Васильевич не стал исключением из общего правила. Ф.П. Литке, хорошо знавший отца Головнина и оставшийся другом семьи после его смерти, обратил внимание великого князя на способного молодого чиновника. В результате Александр Васильевич получил должность секретаря Русского географического общества, учрежденного в 1845 г. под председательством великого князя Константина Николаевича, а затем оказался в числе сотрудников Морского министерства. Головнин сблизился с великим князем, став его ближайшим помощником и доверенным лицом. В течение своей службы под началом Константина Николаевича он собирал материалы к его биографии, осознавая масштабность фигуры великого князя и событий, к которым он оказался причастным. (См.: Головин А.В. Материалы для жизнеописания царевича и великого князя Константина Николаевича. СПб., 2006.)
Среди «константиновцев» было несколько однокашников А.В. Головнина: М.Х. Рейтерн (впоследствии министр финансов), Д.А. Толстой (впоследствии министр народного просвещения). Либеральные бюрократы приступили к разработке реформ сначала внутри Морского министерства, а затем продолжили реформаторский процесс в других ведомствах. (Подробно см.: Шевырев А.П. Русский флот после Крымской войны: либеральная бюрократия и морские реформы). Не все «константиновцы» сохранили либеральные убеждения, покинув Морское министерство, однако Александр Васильевич остался им верен, возглавив в 1861 г. Министерство народного просвещения. В 1864 г. по его инициативе была осуществлена гимназическая реформа: введены классические и реальные гимназии, дававшие возможность выпускникам, вне зависимости от их социального положения, продолжать образование в университетах или технических вузах.
Покушение Каракозова на Александра II оборвало карьеру Головнина. Император и его ближайшее окружение увидели причину антиправительственных настроений молодежи в излишне либеральном духе ее воспитания, ответственность за которое была возложена на министра народного просвещения. Через десять дней после происшествия Александр II отправил Головнина в отставку.
Крах служебной карьеры положил конец честолюбивым устремлениям Александра Васильевича. Он получил почетную, но лишенную политического значения должность члена Государственного совета. Выход из вынужденного бездействия Головнин нашел во внимательном изучении документов, поступавших в Государственный совет из разных министерств. Это давало возможность анализа внутренней политики правительства, что нашло отражение в записках Головнина. Александр Васильевич начал вести эти записи, надеясь, что со временем они станут достоянием потомков и позволят дать справедливую оценку деятельности его самого и современников.
«Записки» начинаются детскими воспоминаниями Головнина и продолжаются до 1877 г. Он сопроводил свои рассуждения подробными цифровыми отчетами, документами и справками, уходя от любого проявления эмоций; дал к ним собственный комментарий. О себе в этих записках Головнин говорит в третьем лице, очевидно для того, чтобы избежать предвзятости и субъективности, которыми обычно страдают разного рода мемуары. Первую часть «Записок», запечатанную в конверте, А.В. Головнин отнес в Публичную библиотеку в 1867 г., сопроводив ее указанием вскрыть через 50 лет; вторая часть поступила в это книгохранилище и библиотеку Академии наук уже после его кончины. Конверты были вскрыты вскоре после Октябрьской революции, в 1919 г., до истечения указанного срока, но «Записки» ждали своей публикации еще почти 90 лет
ЗАПИСКИ ДЛЯ НЕМНОГИХ.
[Март 1867 г.]
Трудность для лиц, занятых текущими делами, видеть общее направление администрации
Из разговоров с нашими государственными деятелями нынешнего времени видно, что, поглощенные множеством текущих дел, вопросами и предметами второстепенными, разными подробностями дел и обязанностями придворными и светскими, они вовсе не имеют времени отдохнуть от этой лихорадочной деятельности, войти в себя и взглянуть спокойно на общее положение дел, на общее направление законодательной и административной деятельности нашей. Нужно ли говорить о неудобствах и вреде, которые от этого происходят. Один князь Горчаков, по складу ли своего ума или потому, что он провел долгое время за границей вдали от нашего внутреннего управления и потому привык искать в нем не подробности, а общие результаты, старается обыкновенно стать на высшую точку зрения, объять взглядом более обширный горизонт и, как он выражается, более широко взглянуть на предмет. Всех более теряется в подробностях и мелочей, кажется, Чевкин.
Положение того, кто еще недавно был сам в делах, а теперь стоит в стороне спокойным зрителем, едва ли не самое удобное для того, чтоб видеть общий ход дел, общее направление администрации, не развлекаясь подробностями и не придавая излишней важности предметам второстепенным.
Нынешнее направление администрации не соответствует великим реформам нынешнего царствования
Соображая с этой точки зрения то, что делается у нас по разным отраслям управления, приходишь к грустному убеждению, что нынешнее направление вовсе не соответствует тому, которое доставило бессмертную славу первой половине нынешнего царствования.
Император Александр II останется навсегда в истории и в благодарной памяти русских одним из величайших государей России вследствие следующих деяний своих: освобождения помещичьих крестьян от крепостной зависимости, упразднения сословия военных кантонистов, отмены телесных наказаний, отмены винных откупов как источника миллиона злоупотреблений и как средства развращения народа, судебной реформы, дарования большого простора печатному слову, попытки умиротворить Польшу системою льгот и милостей, созвания Финляндского сейма и введения в России земских учреждений.
К этому следует присоединить целый ряд распоряжений второстепенных сравнительно с вышепомянутыми, но, тем не менее, весьма благодетельных, как, например, непроизводство рекрутских наборов в течение 6 лет, улучшение быта солдат и матросов, учреждение морской и сухопутной эмеритальных касс, проведение многих железных дорог и т. п.
Весь этот ряд мер, совершенных в короткое время и несмотря на сильное встреченное по некоторым из них противодействие, исполняет каждого, кто сознает их важность и пользу, чувствами удивления и признательности к совершителю этих подвигов государственной мудрости.
Общее значение реформ Александра II
Общее значение или общее последствие этих лет состояло главнейше в даровании подданным императора Александра II большей свободы, в уменьшении тяготевшего над ними прежнего произвола и во введении большей законности, в возвышении личности человека и приближении подданного к степени гражданина, возбуждении его умственной деятельности от прежнего застоя и в устранении множества злоупотреблений прежнего времени.
Необходимые условия, чтоб эти реформы принесли всю ожидаемую от них пользу
Многие благие последствия этих реформ столь тверды, столь крепки, что не могут уже быть вырваны. Для сохранения и развития других нужен еще заботливый уход. Вообще же, чтоб означенные меры принесли всю громадную долю добра, которое можно было ожидать от них, необходимо, чтобы последующие распоряжения нашей высшей администрации происходили все в одном духе и направлении с означенными мерами. К несчастию, сочетание многих обстоятельств явилось сильным тому препятствием.
Противодействие оным при самом начале
В то еще время, когда большая часть означенных реформ обрабатывалась, они встретили уже сильное противодействие со стороны многих лиц, особенно со стороны некоторых членов высшей администрации, которые находили произвол весьма удобным средством управления и полагали, что опека правительства над всеми действиями общества, которое считали постоянно несовершеннолетним, необходима и что было бы крайне вредно предоставлять обществу какую-либо свободу и какую-либо степень самоуправления. Власть помещиков над крестьянами находили нужною в видах полицейских и финансовых для охранения спокойствия края и для обеспечения исправного поступления государственных податей. Простор печатного слова казался этим лицам орудием революционным; в гласном суде они видели средство подрывать уважение к правительственным лицам, а в адвокатах видели прямых бунтовщиков. Все эти стремления прикрывались личиною консерватизма, благоразумия и преданности к престолу. Противодействие этих лиц благим предначертаниям императора Александра было сильное и тем казалось действительнее, что многие лица, весьма ему близкие, разделяли многие из помянутых убеждений.
Главная заслуга Александра II
Посему неоспоримою главною заслугою его остается факт, что, несмотря на это противодействие, он осуществил задуманные реформы.
Неудовольствие по мере осуществления реформ
По мере приведения оных в действие, при чем неминуемо стали являться и те невыгодные стороны, без которых не могло осуществиться пересоздание вековых отношений и порядков, к числу вышеозначенных противников благодетельных реформ присоединилось огромное число лиц, недовольных оными по разным причинам, как то: многие помещики, которые с освобождением крестьян теряли свое значение в крае и часть дохода; все лица, которые с отменой откупов теряли легкое средство скорого обогащения; разные начальствующие лица, которые с отменой телесных наказаний, с дарованием простора печатному слову, с введением гласного судопроизводства и земских учреждений, видели себя совсем в другом против прежнего положении и встречали беспрерывно множество неизвестных им в прежнее время стеснений своему произволу. Наконец, происшедшее по многим причинам расстройство финансов, которое отозвалось на доходах и состоянии каждого, весьма значительно увеличило общее неудовольствие.
Неудовольствие это высказывалось сильной критикой, направленной против многих государственных людей, которых считали главными виновниками всех совершенных преобразований, и особенно против великого князя Константина Николаевича, и домогательством многих дворянских собраний получить участие в высшем государственном управлении. Впрочем, должен сказать, что это неудовольствие, что желание остановить правительство на пути административных улучшений и дарования обществу простора имело мало влияния, доколе не случились события, которые дали сильное оружие в руки лицам, домогавшимся восстановления произвола в администрации и введения полицейско-преследовательного направления.
События, которые врагам либеральных преобразований доставили силу и значение
Эти события были: восстание в Польше, беспорядки в западных губерниях и преступные, безумные действия русских крайних либералов или демагогов, социалистов, коммунистов, нигилистов, которые вздумали применять к делу и распространять бред своего больного воображения и болезненные, уродливые произведения извращенною ума и вредных преступных страстей.
Действия открытых бунтовщиков в Польше, противников правительства в Западном крае и проповедников анархии в разных губерниях вынудили правительство действовать и оружием, и мерами полицейскими, и весьма натурально доставили высшим и низшим агентам его такую степень произвола, которая не должна быть допускаема в обстоятельствах мирных в сколько-нибудь благоустроенном государстве. В то же время усилились и распространились необходимые спутники административного произвола и обыкновенные орудия его: шпионство, доносы и перлюстрация. Полицейско-преследовательный и часто весьма жесткий образ действия некоторых администраторов, самоуправство, которое напоминало времена татар, и презрение всякой законности было встречено — вследствие некоторых вопросов национальности — одобрением со стороны разных общественных кружков; это одобрение высказывалось весьма сильно в печати и тем самым ободряло и поддерживало государственных людей, которые явились деятелями в помянутом направлении, столь несходном с направлением великих реформ того же монарха.
Наконец, преступление 4 апреля 1866 г., которое возмутило не только каждого русского, благодарного за все, что император Александр совершил уже для России, но и всякого христианина и вообще человека честного, преступление это еще более вызвало деятельность полицейскую и административный произвол во всех отраслях государственного управления.
Агенты правительства пошли слишком далеко в мерах репрессивных
Не подлежит сомнению, что, ввиду польского восстания и попыток революционной пропаганды в России, правительство вынуждено было принять меры весьма энергические к подавлению первого военною силою и к раскрытию и остановке последней средствами полицейскими, но не подлежит также сомнению, что исполнители этих мер, высшие и низшие, пошли в своих действиях слишком далеко, что много было допущено непростительной жестокости и что полицейский произвол получил слишком обширный круг деятельности с полным презрением всякой законности. Будущему историку, который прочтет документы, касающиеся подавления польского восстания, документы, касающиеся действий генерала Муравьева в северо-западных губерниях и распоряжений Министерства внутренних дел, жандармского управления и III Отделения относительно злоумышлений в русских губерниях, легко будет в этом убедиться. Отличительная черта всех распоряжений по этим предметам — их жестокость, стремление избегать судебного разбирательства по невозможности собрать доказательства для законного осуждения обвиняемых, наказания административным порядком, полная вера доносам и шпионам и общие выводы из частных, отдельных случаев.
Последствия преступления 4 апреля 1866 г.
Все сие усилилось после преступления 4 апреля 1866 г., и к этому присоединилось со стороны высших полицейских управлений:
1) стремление пугать государя, держать его в постоянном страхе, преувеличивать всякие признаки неблагонадежности разных лиц;
2) еще большее развитие шпионства, доносов и перлюстрации;
3) стремление очищать администрацию от людей, т. н. неблагонадежных, причем для определения степени неблагонадежности принимались донесения разных агентов политической полиции.
Вследствие этого последовал целый ряд многоразличных распоряжений.
Характер правительственной деятельности в последнее время (начало 1867 г.)
Все сие совершенно изменило весь характер государственного управления, и вместо прежнего направления оного к административным улучшениям, законности, гласности, большему простору, увеличению самоуправления и уменьшению правительственной опеки и вмешательства явился характер полицейско-преследовательный, самоуправство, произвол, растлевающий элемент шпионства, доносов и перлюстрации.
Нельзя видеть это прискорбное явление без глубокого сожаления. Нельзя не отдать полной справедливости всему великому и полезному, что было совершено в первые годы бессмертного царствования, и не чувствовать искреннего сожаления, что другие годы были омрачены другими явлениями, столь противными духу благих реформ благодетельного монарха.
Финансовые затруднения
В то же время (к началу 1867 г.) более, чем когда-либо, явилось расстройство финансов, и сказалась вся несостоятельность нынешнего финансового управления вывести Россию из этого положения.
Финансовое расстройство было последствием двойного, весьма вредного направления правительственной деятельности, которое продолжалось у нас издавна, а именно:
1) С одной стороны, постоянного расходования денег гораздо более, чем сколько получалось, и беспрерывных усиленных рекрутских наборов, которые брали безвозвратно из народа лучшие производительные силы. С 1832 г. до 1867 г. было переиздержано более 1 600 млн. руб. серебром. Цифра взятых рекрут, считая только 50 000 каждые два года, составит в 35 лет 1 750 000 человек — цвета населения. В действительности, взято и погибло на войне, в госпиталях и переходах гораздо более.
И 2) с другой стороны, почти совершенное отсутствие расходов производительных, имеющих следствием увеличение народного богатства, и, напротив того, принятие множества крайне стеснительных мер, препятствующих этому развитию. В прошлое царствование только проведение нескольких шоссейных дорог и сооружение Московской железной дороги можно считать расходами производительными. В нынешнее царствование к числу их должно отнести также издержки на проведение железных дорог и огромную финансовую операцию по выкупу крестьянского надела, в том смысле, что она содействовала разрешению крестьянского вопроса.
Таким образом, в продолжение многих лет истощались средства государства, и почти ничего не делалось для увеличения народного богатства.
Для получения вышеупомянутых 1600 миллионов был заключен целый ряд займов за границей, были взяты частные капиталы, которые обращались в наших кредитных установлениях, и для привлечения туда этих капиталов правительство систематически противодействовало частным предприятиям, для которых понадобились бы деньги, в чем граф Канкрин открыто сознавался в Государственном совете; были взяты суммы из Государственной комиссии погашения долгов, суммы, которые предназначались на уплату долгов; были выпущены в огромном числе билеты Государственного казначейства (серии); заключались внутренние безнравственные лотерейные займы, и было выпущено огромное количество кредитных билетов, которые не разменивались на монету, причем последние выпуски были произведены негласно и в противность закону, который ограничивал число их.
К этому следует присовокупить, что взимание постоянных доходов было основано на системе, вредной для государства. Главная часть дохода получалась с вина и притом до нынешнего царствования посредством откупов, которые систематически развращали народ, и для получения дохода правительство допускало сознательно множество злоупотреблений. Другой важнейший источник дохода заключался в подушном прямом налоге, который всею тяжестью падал также на самый бедный класс жителей.
Соображая вышесказанное о способе получения денег правительством, нельзя не прийти к грустному убеждению, что в продолжение многих лет оно расходовало не доход, но самый капитал народный, извлекая его притом самыми вредными и гибельными для народа средствами.
Этот капитал, подобными средствами получаемый, расходовался самым непроизводительным образом, преимущественно на войны и на содержание в мирное время колоссальной армии. Для постройки Исаакиевского собора в Петербурге, храма Спасителя в Москве, императорского Эрмитажа, дома министра государственных имуществ и на уплату долгов театральной дирекции правительство занимало деньги в государственных кредитных установлениях, куда частные люди, доверяя правительству, несли свои сбережения. За это доверие было весьма дурно заплачено. Там же Государственное казначейство занимало деньги на 37 лет для постройки сосновых кораблей, которые служили не долее 10 лет.
Подобная система государственного хозяйства, которая продолжалась много лет, привела нас к нынешнему прискорбному положению, т. е. к началу несостоятельности правительства, которая является в том, что оно не в состоянии исполнять многие свои обязательства и что вследствие этого лица, которые, доверяя правительству, взяли помянутые обязательства, чувствуют, как постепенно уменьшается в их карманах их состояние.
Для уплаты процентов по внешним займам правительство принуждено заключать новые займы за границей, что дает ему отдых только на несколько месяцев. Все процентные бумаги и кредитные билеты упали в цене: 5% банковые билеты теряют 22 и 23 на сто капитальной стоимости и притом теряют так много при продаже их не на монету, а на кредитные билеты, которые сами теряют против металла 20 и 25%. Выкупные свидетельства продаются на кредитные билеты по 69 и 70 за сто. Очевидно, какие огромные суммы потеряли все владельцы государственных процентных бумаг, что теряют кредиторы, получающие в уплату долгов кредитные билеты, и служащие, получающие жалованье кредитными билетами. Нынешнее финансовое управление пробовало восстановить размен кредитных билетов и старалось привлечь иностранные капиталы для постройки Южной железной дороги и для учреждения большого частного коммерческого банка, но эти попытки и старания не удались, и неудача восстановления размена лишила оное доверия людей знающих.
Недоверие это и неуважение увеличилось вследствие лотерейных займов, негласного выпуска кредитных билетов, лживого показания в разменном фонде Государственного банка несуществующих там публичных фондов, вместо коих лежит простое обязательство Государственного казначейства, и вследствие того, что министр финансов остался на своем месте, несмотря на его уверения, что он выйдет из министерства, если не будут исполнены требования, предъявленные им в особой записке осенью 1866 г. относительно сокращения расходов, и на заявление, что доколе он будет министром финансов, у нас не будет дефицитов. Требования его не исполнены и дефициты продолжаются. При всем этом Головнин еще не решается обвинять статс-секретаря Рейтерна, не зная подробно многих обстоятельств, и полагает, что из нынешних государственных людей Рейтерн еще более других заслуживает доверия в делах финансовых. Другие лица думают иначе.
В настоящее время ничто не подает надежды, чтоб финансовое положение исправилось, и остается только желать, чтоб государственная несостоятельность подвигалась, росла и увеличивалась медленно, а не обрушилась на нас катастрофой, не упала грозой на состояние всех, доверивших свои капиталы правительству. Едва ли все, чего можно ожидать от нынешнего министра финансов в его положении и при его обстановке, не состоит в том только, чтоб он дал по возможности медленный ход государственному банкротству. При этом необходимо иметь в виду, что продолжающийся выкуп крестьянских наделов потребует выпуска еще на юо миллионов выкупных свидетельств и что с 1868 г. начнется замена части выпущенных уже свидетельств 5% банковыми билетами, которые, следовательно, еще более упадут в цене, и, наконец, что ежегодные дефициты и сверхсметные расходы продолжаются, несмотря на возражения министра финансов, который остается на своем месте, несмотря на то что важнейшие его требования по сокращению расхода не исполняются. Говоря о финансах, нельзя не сказать о вредной системе полусекрета, полутайны, которая господствует в этом управлении и подрывает доверие к оному. Для финансовых людей, заинтересованных знать какую-либо финансовую операцию, она не остается тайною. Выпуски кредитных билетов сделались весьма скоро известны. Лживое показание публичных фондов в разменном фонде банка не осталось нераскрытым. Посему скрытничанье бесполезно. Между тем, оно крайне вредно, ибо часто заставляет предполагать даже зло несуществующее и побуждает неверие даже правдивым показаниям правительства.
Вредное направление молодого поколения. Нигилизм
Выше сего было сказано о полицейско-преследовательском направлении правительственной деятельности, о распространении шпионства, доносов и перлюстрации. Лица правительства, которые употребляют эти меры или считают их нужными, ссылаются на вредное направление молодого поколения и на распространение у нас так называемого нигилизма, и утверждают, что это явление оправдывает все помянутые меры. Посему следует рассмотреть, в чем состоит нигилизм и какие причины произвели его.
В нашем молодом поколении, понимая под этими словами молодых офицеров, чиновников, лиц духовного звания, литераторов, художников, учителей, студентов и учеников высших классов средних учебных заведений, также женщин образованных сословий, замечается в последние годы, конечно, не у всех, но у многих и в весьма различной степени: шаткость религиозных и нравственных убеждений и правил, отсутствие тех и других, иногда полное безверие и направление материалистическое, или спиритуализм, деизм с полным отрицанием учения христианства и разные учения коммунистические, социалистические, так называемых свободомыслящих — fibres penseurs solidaires, причем является даже у многих ученых, профессоров, учителей совершенно неуменье употреблять в деле науки, в исследованиях научных процесс сомнения, неверования на слово, наблюдения фактов, оценки их, наведения и вывода. Эти обыкновенные необходимые приемы приводят многих к потере убеждений религиозных и нравственных вместо укрепления оных.
Все эти несчастные заблуждения человеческого ума проявляются весьма различно и составляют часто уродливую смесь, возбуждающую скорбь и особенно сожаление при виде даровитых иногда молодых людей и женщин, одержимых этою болезнью.
Иногда эти учения, это отрицание всего, что необходимо для поддержания человеческих обществ, остается в виде теории и тогда вредит только тому несчастному, кто верит в оную, но иногда он становится пропагандистом своих лжеучений и старается перенести их в практику, старается осуществить свои идеи относительно устройства обществ и правительств и тогда становится вредным для других и должен быть остановлен правительством.
Эта смесь заблуждений, это болезненное направление и называется нигилизмом или отрицательным направлением.
Главные причины появления у нас нигилизма следующие:
1) Крайне поверхностное образование молодых людей. Получив самые энциклопедические познания, не привыкнув к умственному труду, окончив ученье в те годы, когда только что должно начинаться серьезное и глубокое занятие наукою, наши молодые люди выходят из учебных заведений светских и духовных, военных и гражданских с разнокалиберным запасом не переваренных знаний, с полузнанием и с большим запасом гордости и высокого мнения о своем уме и учености. Эти люди склонны обо всем судить, все критиковать, но не подчиняются никаким авторитетам. Не привыкнув работать серьезно умом, глубоко изучать предмет, они обо всем судят слегка, по поверхности, по некоторым наружным признакам и считают решения свои непогрешимыми. Подобные лица особенно склонны к восприятию тех ложных учений, которые особенно льстят их страстям и заманивают видом какой-то независимости и самостоятельности.
2) Православное духовенство, вследствие многих и разнообразных причин, является у нас отчужденным от общества и вовсе не проповедником истины, раскрывателем и обличителем заблуждений ума, но просто совершителем платно различных церковных церемоний и обрядов. Оно не проповедует в церквах, оно не входит в дома для поучения, оно не ищет, в чем заключаются господствующие заблуждения, и не старается им противодействовать, их раскрывать и опровергать. Таким образом все вышеупомянутые вредные учения не встречали отпора именно там, где следовало, и распространялись на свободе. Молодые люди не получали от своих законоучителей оружие против проповедников лжи и не слышали аргументов, которые могли бы противопоставить софизмам. Они оставались безоружными и с свойственной молодости восприимчивостью легко становились адептами нигилизма.
3) Отличительная черта нигилистов состоит в порицании всего, что делается правительством, и затем в систематической оппозиции и вражде к оному. В этом отношении само правительство много виновато. В продолжение многих и многих лет оно хотело все делать само и до последнего времени не предоставляло обществу никакого права распоряжаться своими собственными делами. В местной администрации, в предприятиях промышленных и торговых, в школе, в литературе — везде казна являлась или опекуном и попечителем, или ревнивым деятелем, не допускавшим или парализовавшим всякое соперничество со стороны частной деятельности. От этого произошло, что общество сделалось как бы зрителем и критиком, порицателем всего, что предпринимало правительство, и это критическое направление явилось с особенною силою у молодых людей, которые, не имея сами никакой опытности и не зная, как иногда трудна административная работа, находили безусловно дурным все, что делали правительственные деятели.
Из всего это следует, что полицейско-преследовательными мерами искоренить нигилизм невозможно и что коренным средством для этого может служить перемена в системе воспитания, изменение в образе действия нашего духовенства и предоставление обществу в большой степени самоуправления и простора промышленной, педагогической, литературной деятельности частных лиц, с ограничением роли правительства чисто правительственною деятельностью, отбросив стремление быть опекуном и попечителем всех и каждого и оставив мысль, что правительство везде и все сумеет сделать лучше каждого частного человека.
Конечно, леченье нигилизма этими средствами будет леченье медленное, но зато коренное и прочное, тогда как полицейское преследование может только на время заставить скрываться и не высказываться ложным учениям, но не помешает тайному распространению оных.
К чему приведет продолжение нынешнего образа действия правительства
Предполагая, что нынешний образ действия правительства будет продолжаться, т. е. что будет продолжаться система полицейского преследования и отыскивания людей неблагонадежных по доносам шпионов и показаниям перлюстрации, наказания без суда, но административным путем; пренебрежение законности, стеснение всякого простора частной деятельности и печатного слова; расходование ежегодно больших сумм, чем сколько правительство получает, т. е. ежегодные дефициты, расходы большею частью непроизводительные, полумрак в финансах, — если все это будет продолжаться, то последствия будут самые гибельные. Всеобщее неудовольствие будет расти, доверие к правительству более и более уменьшаться и финансовая катастрофа приведет к перевороту политическому.
По разным особенностям России трудно предвидеть, скоро ли и в какой форме все это совершится, но известные причины произведут неминуемо известные последствия.
За сим естественно является вопрос: какими средствами возможно предотвратить гибельные последствия, или, другими словами, что в настоящее время нужно сделать для нашего управления.
Что нужно в настоящее время в государственном управлении
Едва ли можно оспаривать мысль, что прежде всего нам нужно ясное сознание цели, к которой следует идти, единство в действиях на пути к этой цели и постоянство в стремлении к оной.
Цель, к которой должно стремиться, средства достижения оной и гарантии постоянства стремления
Для того чтоб вторая половина царствования императора Александра была достойна великих реформ, совершенных им в первую половину, и чтоб самые эти реформы могли принести всю долю ожидаемого от них блага, и чтоб он действительно был величайшим монархом своего времени, должно доставить России:
1) Законность и устранение административного произвола в управлении.
2) Полную веротерпимость и свободу совести с дозволением каждому открыто исповедовать ту религию, которую признает лучшею, и каждому вероисповеданию, в том числе и раскольникам, иметь свои церкви и открыто отправлять в них богослужение.
3) Простор и свободу действий каждого, насколько этот простор и свобода не вредят другому. Для сего нужна отмена многочисленных и разнообразных стеснений всякого рода, встречающихся в наших законах и полицейских постановлениях, которые следует пересмотреть с сею целию.
4) Предоставление обществу в возможно большей степени самоуправления с отменою везде, где можно, излишней опеки и попечительства правительства, и для сего значительное расширение круга деятельности земских учреждений.
5) Открытый, гласный, честный, правдивый образ действий правительства, необходимый для приобретения доверия и уважения общества. Для сего нужна отмена всякой тайны и полусекрета и обнародование программы правительства.
6) Отмену шпионства и доносов, и для сего упразднение жандармского управления и III Отделения и отмену перлюстрации в почтовом ведомстве.
7) Свободу печатного слова с наказанием по гласному суду с присяжными за употребление оной во зло и отменой административных взысканий.
8) Призвание в Государственный совет на правах членов оного представителей края, в виде депутатов от земских учреждений, с целию постоянно знать местные потребности и внушать обществу доверие к правительству, так как представители или выборные общества будут постоянно видеть действия правительства и сами в них участвовать.
9) Восстановить порядок финансов посредством целого ряда мер, из коих многие будут весьма болезненные, но, к сожалению, необходимые операции, и о коих будет сказано далее.
10) Принять целый ряд мер для увеличения богатства края и для сего делать разные производительные расходы, о коих будет также сказано дальше. Таким образом, здесь указывается на цель, к которой должно идти, и средства, коими можно достигнуть оной, и гарантии искренности и постоянства усилий к достижению оной.
Цель эта — законность, свобода и, вследствие того, нравственное возвышение и материальное благосостояние.
Средства: веротерпимость, самоуправление, отмена разных стеснений, отмена шпионства, доносов, перлюстрации, упразднение жандармов и III Отделения, приведение в порядок финансов, производительные расходы, расширение круга действий земских учреждений, единство действий и для сего назначение первого министра с предоставлением ему выбора всех прочих министров и назначением для этой великой исторической роли князя Горчакова, причем в рескрипте на его имя следует изложить всю программу правительства.
Гарантии исполнения: призвание в Государственный совет депутатов от земских учреждений и свобода печати.
Финансовые меры и производительные расходы
Относительно финансовых мер и расходов производительных должно сказать подробнее.
Главная причина расстройства наших финансов есть господствовавшая в этом управлении до последних лет совершенная тайна, которая дозволяла распоряжаться средствами империи совершенно произвольно, оставляла общество в полном неведении всего, что делается в финансах, скрывала множество ошибок и отстраняла всякую возможность благодетельного противодействия со стороны общественного мнения.
В настоящее время, когда расстройство финансов сделалось столь важным и для каждого ощутительным, что скрывать того уже невозможно, господствующая в финансовом ведомстве полутайна есть главное препятствие для исправления финансов.
Эта полутайна, с одной стороны, также скрывает до времени или, лучше сказать, полускрывает ошибки финансового управления, а с другой, не показывая не только обществу, но даже правительственным лицам, за немногими исключениями, наше бедственное положение во всем действительно ужасающем виде его, тем самым не производит в них убеждения в необходимости самых энергических мер и пожерт¬вований для выхода из этого положения.
Посему, прежде всего казалось бы необходимым расстаться вполне с этой гибельной обманчивой системой секрета, рассказать и правительственным лицам, и обществу финансовое положение в настоящем его виде и тем самым убедить их в необходимости больших пожертвований и откровенностью и прямотою действий заслужить доверие и уважение, без коих правительство не может быть прочно.
Вследствие этого полусекрета со стороны финансового управления сведения, которые здесь представляются, далеко неполны, но они достаточны, чтобы убедить каждого в необходимости прекратить секреты, высказать все вполне и откровенно и принять меры весьма энергические. <…>
Для приведения финансов в порядок необходим ряд мер весьма энергических и операций крайне болезненных, на которые, конечно, не решатся без какой-либо катастрофы, которая будет стоить дороже — и страданиями, которые причинит, и расходами, которые произведет.
Меры сии суть следующие:
1) Изгнание секрета из финансового управления и вследствие того: а) обнародование правдивого, откровенного и полного описания нынешнего состояния финансов; б) приглашение нескольких из наших политико-экономических писателей заняться по подлинным документам в архивах Министерства финансов сочинением разных исследований о наших финансах и напечатание их трудов; в) объявление конкурса и назначение премии за лучшее сочинение по истории финансов; г) посылка нескольких лиц, доказавших свои способности финансовыми и политико-экономическими статьями в разные губернии для изучения на местах разных финансовых и экономических вопросов, влияния разных законов и систем платежей на благосостояние народа, изучение хода торговли и промышленности, частных банков и проч., сообщив им предварительно сведения по сим предметам, находящимся в центральном управлении; д) посылка нескольких лиц за границу для изучения финансов Германии, Франции и Англии и разных политико-экономических вопросов.
Эти меры раскроют правительственным лицам и обществу настоящее положение финансов, приведут к убеждению в необходимости мер энергических и пожертвований со стороны всех и каждого для приведения их в порядок, внушат доверие и уважение к правительству, доставят полезные сведения по разным финансовым вопросам и у нас, и за границей и приготовят специалистов для нашего финансового управления по разным частям оного.
2) При составлении государственного бюджета принять систему, противоположную нынешней. В настоящее время каждое министерство составляет расчет сумм, которые считает для себя нужными, и затем министр финансов должен отыскивать средства для удовлетворения требований разных ведомств. Следует действовать наоборот: министр финансов должен бы составить расчет сумм, которые Государственное казначейство может получить без отягощения народа, и этой цифрой все ведомства должны бы ограничиваться в своих требованиях по определению между ними пропорций.
3) В настоящее время сметы представляются в Государственный совет на следующий год, например, в конце 1866 г. на 1867 г., и рассматриваются нередко, когда сметный год уже начался. Так, например, в нынешнем 1867 г. смета на 1867 г. будет рассматриваться в общем собрании Государственного совета 27 марта. При таком порядке никакое сокращение расходов невозможно. Необходимо, чтобы смета представлялась, как делается в других государствах, за два года, т. е., чтобы в 1867 г. рассматривался бюджет 1869 г. Тогда каждый министр мог бы делать по своему ведомству значительные сокращения, что, конечно, невозможно, когда в марте 1867 г. рассматривается смета этого самого 1867 г. — на первый раз следовало бы потребовать представления одновременно бюджета на два года, т. е. в 1867 г. смет 1868 и 1869 гг., а с 1868 г. бюджета на один год, но за два вперед, т. е. в 1868 — бюджета 1870 г., в 1869 — бюджета 1871 г. и т. д.
4) При рассмотрении смет в Государственном совете и финансовых комитетах и комиссиях следует рассматривать оные не столько по министерствам или ведомствам, сколько по степени необходимости того или другого расхода, разделив их на категории, например: а) расходы неотложные, или совершенно необходимые; б) расходы нужные и в) расходы только полезные, но которые нельзя признать необходимыми. При рассмотрении расходов на этом основании многие немедленно были бы сокращены, например, весь расход на ведомство Государственного коннозаводства, на гвардию, роскошные кавалерийские полки, огромное число генералов и офицеров, составляющих свиту и т. п., ибо очевидно, что мы не можем тратить деньги на улучшение породы скаковых и рысистых лошадей и на роскошные мундиры в то самое время, когда мы вынуждены занимать деньги у одного банкира, чтоб заплатить проценты по прежним займам, сделанным у другого (заем англо-голландский 1866 г.).
5) Затем следует сделать целый ряд сокращений в расходах, сокращений весьма болезненных и для производства коих необходимо общее сочувствие как следствие ясного понимания затруднительности нашего финансового положения.
К числу подобных сокращений относятся следующие: а) Уменьшение расходов по Двору; необходимо продать или употребить на предметы полезные разные дворцы, уменьшить число служащих, уменьшить жалованье, а некоторые должности сделать только почетными, не присваивая им никакого содержания; уменьшить число лиц, получающих придворные экипажи, что тем легче, что в числе их есть лица весьма богатые, например, министр почт граф Толстой, шеф жандармов граф Шувалов, графиня Протасова и проч.; уменьшить число придворных праздников, отменить разные строительные работы, передав все театры частным предпринимателям и т. д. б) В высших государственных учреждениях9 уволить с пенсиями лиц, которые не могут считаться необходимыми для службы, уменьшить жалованье остающимся на службе, особенно уменьшить огромные оклады, например, наместника варшавского, получающего 100 0000 рублей, наместника кавказского — 100 000 руб., министра двора — до 85 000 руб., вице-канцлера — 40 000 руб. и т. д. До сих пор сокращения штатов касались только мелких чиновников, которых увольняли десятками и сотнями, не достигая сколько-нибудь значительных сокращений, ибо эти люди получают самое ничтожное жалованье, и упразднение одной из бесполезных высших должностей доставило б больше выгод, чем упразднение сотни мелких мест. К числу бесполезных должностей следует отнести некоторые министерские должности (начальники I, II, III и IV отделений Собственной канцелярии, генерал-губернаторы в Риге, Вильне, Киеве, Одессе, Москве и т. д.). в) Прекратить назначение аренд, ссуд и пособий богатым людям, что случалось весьма часто, г) Предоставление гораздо больше дел и власти земским учреждениям и, соответственно тому, уменьшение разных административных учреждений.
6) В то же время необходимо делать разные производительные расходы и особенно отменить множество стеснений, которые препятствуют развитию промышленности и торговли. К числу таких стеснений следует отнести, например, паспорта, а к числу нужных производительных расходов — издержки на железные дороги и на школы и особенно на приготовление учителей для училищ всех разрядов и степеней.
7) Полная свобода печати и с наказаниями не иначе как по суду за употребление оной во зло.
8) Публичное рассмотрение государственного бюджета в Государственном совете с приглашением представителей всех губернских земских собраний.
Совокупность этих мер, несомненно, весьма скоро водворит порядок в наши расстроенные финансы и предотвратит от нас большие бедствия.
Перечитав все вышеизложенное, написанное мною после долгих размышлений в марте сего 1867 г., я прихожу к убеждению, что предлагаемые по всем отраслям государственного управления главные казенные меры принесли [бы] истинную пользу России и что в этом смысле они соответствовали бы намерениям государя, для которого благо России составляет всю цель его жизни. Я убежден также, что эти меры, соответствующие вполне великим, совершенным уже им преобразованиям, доставили бы ему прочную славу и заставили бы забыть то, что в его царствование было содеяно недостойными советниками и превратными истолкователями и исполнителями его благонамерений и желаний.
В дополнение всему вышесказанному о положении наших финансов следует указать на то, что, сравнительно с другими странами Европы, Россия есть государство весьма бедное, страдающее особенно недостатком капиталов и отсутствием материального благосостояния огромного большинства ее жителей. Здесь полезно иметь в виду слова французского экономиста L. Say, сказанные для Франции, но применимые и к России:
«Что нам необходимо, так это свобода торговых операций, прочно основанная на свободе политической. Соотношение между свободой торговли и свободой политической гораздо более тесное, чем это думают обычно. Политическая свобода является основным началом всех остальных свобод, она одновременно есть и источник и гарантия их... Нация без свободы находится как под опекой, а закон запрещает подопечным подписывать вексель...
Весьма распространенная ошибка наших дней — полагать возможным заменить свободу материальным производством. Полное развитие национального богатства бывает только при свободном правлении. Обсуждение финансовых дел, которое совершенно необходимо в нашу эпоху, являясь единственным средством исцеления при международных кризисах, ничего не значит при ограниченном праве обсуждения политических дел.
Связь, которая существует между развитием общественного богатства и политической свободой, не может оспариваться теми, кто изучал Англию. Пресса в Англии обсуждает все, она обнажает, часто даже сурово, слабости лиц самых высокопоставленных. Она не отступает ни перед расследованиями, ни даже перед скандалами. Общественное мнение немилосердно и часто осуждает ошибку или преступление. Эти безжалостные расправы имеют, может быть, свою неприятную сторону, но они имеют своим результатом здоровое и возвышенное понятие о долге в общественной и частной жизни и силу более действенную, с точки зрения подавления некоторых деяний, чем правительственное вмешательство, самое громогласное и изощренное. Наше политическое устройство является тем серьезным препятствием, которое надо преодолеть, чтобы благополучно вести крупные дела. Самое меньшее, что необходимо — это пресса, освобожденная от пут и, следовательно, имеющая силу бороться против невежества публики».
(А. В. Головнин. Записки для немногих. СПб , 2004. С. 411 – 420).