Михаил Фёдорович Алексей Михайлович Фёдор Алексеевич Софья и Иван V Алексеевичи Пётр I Екатерина I Пётр II Анна Иоанновна Иван VI Антонович Елизавета Петровна Пётр III Екатерина II Павел I Александр I Николай I Александр II Александр III Николай II
Программа воспитания

Программа воспитания

Великий князь цесаревич Александр Николаевич: [Эстамп] / Неизвестный гравер. - Конец 1820-х. - 1 л.: Гравюра пунктиром, офортом; 40х32,4; 46,2х34,9


Катехизис, преподнесенный великому князю Александру Николаевичу на Пасху 1822 года
2 апреля 1822
Государственный архив Российской Федерации
«Царь и президент. Александр II и Авраам Линкольн. Освободитель и эмансипатор». Каталог выставки. М., 2011. С. 80
Катехизис - (от греч. katechein, "оглашать", "устно наставлять"), огласительное наставление, учебник, содержащий основные положения христианского вероучения.

В детстве вел.кн. Александр Николаевич вел обычную жизнь мальчиков из великокняжеской семьи, к которым с малолетства воспитателями приставлялись военные. Для Александра Николаевича таким первым и наиболее близким воспитателем стал Карл Карлович Мердер, у которого были помощники из офицеров.


Мердер Карл Карлович (1788—1834) — воспитатель Александра II в 1824 – 1832 гг.

Николай I ответственно подошел к воспитанию и обучению своего преемника. Пожалуй, из всех российских монархов Александр II оказался самым подготовленным к «царственному ремеслу», для этого было сделано максимум возможного. Программа подготовки наследника российского престола представляет особый интерес, так как была разработана после тщательного изучения европейских педагогических систем.
Главным разработчиком этой программы, своего рода заведующим учебной частью стал В. А. Жуковский, возглавивший подготовку наследника в 1826 г. Василий Андреевич был одним из образованнейших людей своего времени и к тому же воспринимавшим современные идеи добрым христианином. С этих позиций он отнесся к своей миссии опекуна наследника престола.


Жуковский Василий Андреевич(1783—1852) — поэт, критик, публицист, наставник Александра II.
Портрет В. А. Жуковского
П. Ф. Соколов, 1820-е гг.

Учебная программа была разработана весьма детально, после тщательного изучения европейских педагогических систем. В итоге Жуковский создал поразительно разумную программу обучения. Все обучение делилось на три этапа: приготовительный (с 8 до 13 лет), период освоения начатков наук, то есть начальное образование; этап «учения подробного» (с 13 до 18 лет), то есть среднее образование; этап «учения применительного» (с 18 до 20 лет), когда должно идти усвоение наук государственных: права, истории, дипломатии, политической экономии, когда профессоров сменят государственные деятели. Наследник — согласно этой программе — изучал несколько языков, русскую и всеобщую историю, географию, литературу, закон Божий, математику, химию. Большое внимание было уделено преподаванию русского языка, ибо, считал Жуковский, русский государь должен хорошо знать его, иметь правильное произношение и уметь говорить на нем выразительно.
Был разработан и разумный режим дня, при котором наследник вставал в шесть утра и ложился спать в десять часов вечера. Ученье продолжалось с семи утра до семи вечера, но с большими перерывами, причем занятия в классе перемежались с прогулками, физическими упражнениями, занимательным или назидательным чтением. Даже в праздничные дни наследнику надлежало заниматься ремеслами и рукоделием (для этого была оборудована мастерская), гимнастикой, полезным чтением. Одной из постоянных забот Жуковского было не допустить в режиме цесаревича безделья, праздности, нарушения распорядка. Наследнику было предписано по вечерам в дневнике подводить итоги прожитого дня. Он регулярно занимался гимнастикой, фехтованием, верховой ездой и танцами. Параллельно шло обучение военному делу. Завершать образование должны были две продолжительные поездки, имевшие ознакомительную цель: одна — по России, другая — по странам Западной Европы. Дисциплинирующим фактором служили ежегодные экзамены, на которых нередко присутствовали родители, причем Николай I был отцом строгим.


Император Николай I, великий князь Александр Николаевич, императрица Александра Федоровна: [Эстамп] / Неизвестный гравер. - 1832. - 1 л.: Гравюра пунктиром, офорт; 6,8х14,5; 8,2х16 см.
Александр оказался учеником заурядным, он легко пасовал перед трудностями, всем предметам предпочитал военное дело в его парадных формах, однако последовательность учителей и наставников, чувство долга, ему присущее, продуманная система обучения, конечно, дали свои плоды, тем более что на последнем этапе образование оказалось максимально приближено к предстоящим ему государственным обязанностям.


Сперанский Михаил Михайлович (1772—1839) — граф, государственный деятель времен Александра I и Николая I, кодификатор.
В последние годы обучения один из самых выдающихся умов того времени статс-секретарь М. М. Сперанский читал ему свой курс права; министерства финансов, внутренних и иностранных дел составили для цесаревича обширные справки по истории российских финансов, внутриполитического ведомства и внешней политики России.